"У академий "Спартака" и "Ювентуса" разный подход", Старший тренер московского "Спартака" Вадим Романов – об игровой карьере, стажировке в академии "Ювентуса" и потенциале своих подопечных., Юношеская футбольная лига. Официальный сайт

Новость

07.05.2020

"У академий "Спартака" и "Ювентуса" разный подход"

07.05.2020

"У академий "Спартака" и "Ювентуса" разный подход"

Старший тренер московского "Спартака" Вадим Романов – об игровой карьере, стажировке в академии "Ювентуса" и потенциале своих подопечных.

Вы являетесь воспитанником спартаковской школы, играли в российских командах на разных уровнях. Что еще нужно знать о Вадиме Романове как об игроке?

— После окончания обучения в Академии я выступал за молодежный состав "Спартака", затем за ряд клубов первого дивизиона. Играл также в чемпионате Белоруссии – в составе "Нафтана" стал обладателем Кубка Федерации. Футбольная карьера уместилась в 12 лет, к сожалению, пришлось завершить ее раньше по состоянию здоровья.

На какой позиции играли?

— Левым защитником, я — левша. В Академии занимал позицию центрального нападающего, но со временем стал фланговым игроком. Сначала мои действия были акцентированы на атаке, но впоследствии пришлось перестроиться. При схеме 5-3-2 фланговый футболист выполняет большой объем работы, участвуя как в атаке, так и в обороне. Такой функционал был закреплен за мной на протяжении почти всей карьеры.

Вы родом из Егорьевска. Как попали в Академию "Спартак"?

— Играть в "Спартаке" – мечта любого парня. Сосед из дома напротив уже занимался в школе красно-белых, он в красках рассказывал об этом. Для меня это был космос! После разговора с ним принял решение попробовать свои силы. Собрал вещи, что были в то дефицитное время, сел в электричку и приехал в Москву. В манеже подошел к тренеру Евгению Викторовичу Воробьеву и сказал: "Я Вадим Романов, 78 года рождения. Хотел бы у вас играть". Он ответил: "Почему нет?" Так я, по сути, и попал в спартаковскую школу.

В первых двух матчах первенства Москвы выходил на замену. Третий мы проводили на выезде с "Динамо", Евгений Викторович выпустил меня в старте — волнительный для меня момент. Мы выиграли 2:1, я забил оба мяча. После этого постоянно играл в основе, стал лучшим бомбардиром школы. Приз, кстати, вручал мне Олег Иванович Романцев. На протяжении нескольких лет я оставался лучшим бомбардиром команды 78 года.

Следите за развитием футбола в Егорьевске?

— Давно там не был, да и почти сразу после рождения переехал в Королёв. Знаю, что в нескольких метрах от дома, где жила моя бабушка, а сейчас живет тетя, располагается школа "Сатурна". Сейчас наши школы часто встречаются на футбольном поле. Хорошо, что в городе есть своя команда и футбольные дела в целом идут неплохо.

Вы занимались в Академии "Спартак", будучи футболистом, сейчас работаете тренером. Если не принимать во внимание изменение условий и технические новшества в футболе в целом, что поменялось? Изменилась ли философия красно-белых, вектор развития?

— Желание победить за счет качественной, зрелищной игры всегда было главным в философии "Спартака". Всегда стремились здесь и подготовить футболистов-победителей, умеющих играть красиво, умных и хорошо оснащенных технически. Изменились условия. Леонид Арнольдович Федун вывел на новый уровень инфраструктуру, которая способствует росту футболистов. Увеличилось количество тренеров: если раньше все функции выполнял один специалист, то сейчас, например, за физподготовку или работу с вратарями отвечают отдельные люди.

Почему захотели быть тренером?

— Решение принял не сразу. По завершении игровой карьеры футболисты стоят перед выбором: одни становятся селекционерами, другие — тренерами, третьи вообще уходят из футбола. Мне хотелось остаться в футболе, но важно было определить область, в которой смогу приносить максимальный результат. Сначала я пошел учиться на спортивного менеджера: изучал и скаутинг, и менеджмент, и маркетинг. Но со временем все больше убеждался, что хочу именно тренировать. И считаю, что угадал, приняв этакое решение, – я получаю от этой работы удовольствие, и надеюсь, полезен футболистам, с которыми работаю.

Вы начали работу в академии в 2015?

— В декабре 2014, если быть точнее.

То есть, в прошлом году у вас был 5-летний юбилей. Как-то отмечали эту дату?

— Как такового праздника не было, но, конечно, для меня это важно: отработал 5 лет, получил опыт. Памятен каждый год тренерской работы в Академии. Все команды, которыми довелось руководить, интересны: и 2000, и 2001, и 2003 годы. Конечно, часто вспоминаем проблемы, которые приходилось решать вместе с игроками. Анализируем, что удалось, а что нет.

Какие достижения выделяете для себя в работе с каждой из команд?

— Для меня главное достижение – количество воспитанников, что мы передаем клубу, которые играют на высоком уровне. 12 футболистов 2000 года и 10 футболистов 2001 года рождения. В том числе, это Михаил Игнатов, Дмитрий Маркитесов и Никита Бакалюк, которые уже привлекаются к матчам первой команды "Спартака". Данила Прошляков, играющий за "Ростов", Кирилл Фольмер сейчас в "обойме" "Уфы".

Какие награды брали с этими командами?

— С 2000 годом становились призерами зимнего первенства Москвы, с ребятами 2001 года рождения выиграли Летнее первенство Москвы. С командой, которая сейчас выступает в ЮФЛ, заняли второе место на турнире Torneo Cesaraugusta в Испании, а также стали победителями зимнего и летнего первенства столицы.

Вы проходили стажировку в академиях "Торино" и "Ювентуса". Что впечатлило или удивило?

— У "Ювентуса" организация тренировочного и восстановительного процессов на очень высоком уровне. Инфраструктура, тренажерный зал, количество полей и их качество. В академии "Торино" произвел впечатление уровень тренерской подготовки: они очень тщательно готовятся к занятиям, четко понимают, какие задачи необходимо решить, и, исходя из этого, подбирают упражнения.

Удивил большой объем беговой работы, которую выполняли футболисты "Ювентуса". В "Спартаке", мы стараемся как можно больше работать с мячом, задействовать его, даже если упражнения имеют физическую направленность.

С чем связываете разницу в подходах?

— Предположу, что дело в философии. "Спартак" воспитывает футболистов с высоким техническим оснащением, поэтому мы по максимуму задействуем мяч. В тех академиях, что я был, звучала иная формулировка: "Пускай у тебя будет некоторый уровень технического образования, мы же подтянем тебе физические навыки. Техническое несовершенство будет компенсировано хорошей физической подготовкой".

Где-то еще проходили стажировку?

— В Сочи приезжала группа специалистов из мадридского "Атлетико". Они проводили недельные семинары, на которых рассказали, каким образом строится работа в их академиях. Испанская система все-таки ближе "Спартаку", поскольку в развитии игроков акцент делается на работе с мячом, на игровых упражнениях.

В чем заключается ваша тренерская философия?

— Футболисты должны играть в умный футбол: понимать происходящее на поле и быстро принимать решения, невзирая на сопротивление. Техническое оснащение не менее важно, ведь нужно не только принять решение, но и исполнить его. Современный футбол также невозможно представить без качественной физической подготовки. Игрок должен быть быстрым, выносливым и обязательно координированным. В психологическом плане важно воспитать футболиста-победителя. Такого, который до свистка, несмотря на счет, обстоятельства, будет стремиться выиграть. Если все получилось, он герой, если нет – игрок делает правильные выводы.

Какой футбол для вас является эталонным?

— Мне нравится, как играет в лучших своих матчах "Спартак"-2003 (улыбается). В мировом футболе много хороших команд. Например, нравится, как действует в последнее время "Ливерпуль". Команда Клоппа сбалансирована, организована, футболисты четко понимают свои обязанности в разных фазах игры.

Сейчас костяк спартаковской команды в ЮФЛ составляют игроки 2003 года рождения. Вы работали с этими ребятами еще до того, как были назначены тренером команды U-17, поэтому прекрасно знаете способности каждого из футболистов. На кого стоит обратить внимание?

— Мне часто задают этот вопрос. Команда 2003 года укомплектована очень хорошо. Каждый из футболистов, выходящих в стартовом составе, перспективен. Если говорить о группе атаки, прежде всего, это Виталий и Владислав Шитовы, которые полезны и эффективны впереди. Это и Никита Трапицын – очень координированный игрок. Егор Лошков – парень настырный, всегда нацелен на гол. В середине у нас есть Михаил Пилипенко, обладающий качественными ударом и передачей. Артур Туманян, Максим Лайкин – техничные опорные полузащитники, из глубины читающие наши атакующие действия, вовремя подключаются к обороне. В линии обороны – Илья Детенышев, Николай Генчу, Дамир Шайхтдинов, Аргам Сафарян. Вратарская позиция – Михаил Волков – наш тыл и начало атак. Ребята, пока чаще остающиеся в запасе, не уступают выходящим на поле с первых минут. Обратить внимание стоит буквально на каждого.

Каков потенциал этой команды? Какие цели ставите перед собой и своими подопечными?

— Конечно, хочется, чтобы ребята побеждали в каждой игре – в таком возрасте ребята уже должны уметь ставить перед собой цели и достигать их. При этом важно, чтобы мы действовали умно и технично. На первом месте – футболисты и их прогресс. Моя задача – развить футболистов всесторонне: умственно, интеллектуально, физически, технически и психологически. Тогда после выпуска игроки будут востребованы на профессиональном уровне.

Вам и игрокам потребовалось адаптироваться к ЮФЛ?

— Когда руководство решило, что 2003 год станет базовым для команды ЮФЛ, мы распланировали подготовку. С января наша работа была нацелена именно на этот турнир. Сложностей не возникло: мы подобрали тренировочный график, скорректировали микроцикл. Команда работала с удвоенным воодушевлением. В прошлом году мы выиграли первенство Москвы, став самой забивающей командой и пропустив меньше всех. ЮФЛ для нас – новый вызов.

Что Юношеская футбольная лига дает российскому футболу?

— Условия очень похожи на профессиональные турниры: выездные матчи и тренировки в других городах, новые для ребят стадионы. Кроме того, соперники. В ЮФЛ мы играем с "Краснодаром", "Рубином", "Зенитом" – это уже федеральный масштаб. Для игроков это другая степень ответственности, более высокая. Футболисты проходят качественную подготовку, а больший уровень сопротивления, безусловно, способствует индивидуальному росту.

Наверняка слышали о планах по расширению Юношеской лиги. Что думаете об этом?

— Правильное решение, в регионах тоже есть сильные команды и перспективные футболисты, которым тоже будет полезен подобный опыт. Игроки не будут теряться на периферии, у них появится шанс заявить о себе.

Как относитесь к незапланированной паузе в сезоне, связанной с пандемией?

— Конечно, расстроились, потому что в новом составе успели сыграть только два тура. А ведь зимой мы провели качественную подготовку. Плюс ко всему – сборная 2003 года должна была участвовать в элитном раунде Евро, ребята очень ждали этого турнира, но отменили и его.

Мы постарались адаптироваться к условиям: перешли в формат онлайн-занятий, создали план подготовки, такой, чтобы футболисты были максимально вовлечены в тренировочный процесс. Здоровье должно быть на первом месте.

Из чего состоит сейчас тренировочный процесс? Чему уделяется особое внимание в таких условиях?

— Тренируемся 6 дней в неделю. По утрам – получасовая зарядка, в 17:00 – занятия с тренером по физподготовке (силовые упражнения и упражнения, направленные на развитие выносливости). Раз в неделю проводим теоретические занятия, разбираем нашу игру, матчи первой команды и ведущих футбольных клубов мира. Футболисты должны анализировать происходящее на поле.

Собираемся также на интеллектуальные игры. Например, сыграли в "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Где логика?". Находясь в изоляции все испытывают дефицит общения, стараемся по мере возможности решить эту проблему. Футболисты реагируют живо, эмоционально, с большим желанием.

Как отслеживаете работу футболистов?

— Через онлайн-платформы. Визуально контролируем выполнение упражнений во время онлайн-тренировок по видеосвязи. Да и ребята уже взрослые, понимают, что нужно и зачем. Уровень самосознания в нашей команде очень высок.

Футболисты также общаются с психологом, это вынужденная мера в условиях самоизоляции?

— В нашей академии это постоянная практика, не только в этот период. Психолог все время активно взаимодействует с игроками, занимается с ними каждую неделю. Мы понимаем необходимость и важность психологической подготовки спортсменов.

Помимо общения с командой вы наверняка стараетесь найти время и для собственного развития. Образовательный процесс для тренеров и сейчас не прекращается?

— Главный тренер академии Дмитрий Иванович Гунько не дает нам скучать. Например, регулярно проводит теоретические разборы для нас, тренеров: мы анализируем матчи только уже со своей позиции, разбираем, в каком направлении движется академия. Регулярно обсуждаем, как улучшить взаимодействие с футболистами в сложившихся обстоятельствах. Кроме того, регулярно принимаем участие в различных семинарах.

Как пауза скажется на физическом и психологическом состоянии игроков?

— Прогноз дать сложно, потому что подобного опыта пока не было. Безусловно, пауза длиной в полтора месяца не пройдет без следа. Удлинится период подготовки, увеличится объем аэробной работы. Но психологически футболисты готовы к возобновлению сезона, функциональное же состояние мы выведем на нужный уровень быстро.