Василий Кармазиненко: «Не может футболист на поле быть суперкрутым, а в школе не особо», Казалось, ещё совсем недавно Василий Кармазиненко праздновал свой сотый мяч в карьере, но вот уже несколько лет лучший бомбардир хабаровского СКА в российской истории тренирует армейских мальчишек., Юношеская футбольная лига. Официальный сайт

Новость

08.11.2021

Василий Кармазиненко: «Не может футболист на поле быть суперкрутым, а в школе не особо»

08.11.2021

Василий Кармазиненко: «Не может футболист на поле быть суперкрутым, а в школе не особо»

В этом году молодой наставник получил новый вызов – прямо по ходу сезона подхватил команду 2006 года рождения, которая провалила старт в Дальневосточной Юношеской футбольной лиге.

- Василий Сергеевич, подведите итоги сезона. Какие положительные и отрицательные моменты можете выделить?

- Турнир впечатлил своей организацией, всё на уровне профессиональных команд. Это колоссальная мотивация для ребят, потому что тебя встречают, едешь на клубном автобусе, питание, проживание, предыгровые тренировки на стадионе. Мне это напомнило времена, когда я сам играл на профессиональном уровне.

Если брать выступление нашей команды, то могу поставить за сезон четвёрочку с натяжкой. Где-то даже троечка может. Почему так произошло? Честно, я не смотрел стартовые игры от начала до конца, но бросалось в глаза, что не хватает функционала, физической выносливости, работоспособности. Отсюда и пошли проблемы. Как известно, если ты не готов функционально, то техническое и исполнительское мастерство нивелируется. Ты не можешь показать весь свой потенциал, если у тебя ноги не бегут.

С чем это связано? Не могу судить. Я пришёл в команду после четвёртого тура, и понимал, что нужно через работу с мячом, через игровые упражнения, через увеличение интенсивности наверстать эти пробелы. Конечно, крайне редко так бывает, что команда готовится уже по ходу сезона. Вот эти два крупных поражения от КСШОР и «Океана» ударили по ребятам эмоционально и психологически. Наверное, тренерская рокировка сыграла свою роль – новый человек, новые взгляды, новые эмоции. Придя в команду, я практически никого не знал. Сказал, что у вас сейчас есть возможность начать всё с чистого листа, все ваши возможности я увижу только во время тренировок.

Разрушать всегда проще, чем созидать, поэтому мы начали со строительства обороны. В принципе это получилось сделать, я ребятами из группы обороны очень доволен, они молодцы, быстро всё это впитали. Парни хорошо играли, за исключением того матча в Благовещенске («СКА-Хабаровск» проиграл со счётом 1:4 – прим. пресс-службы), но там есть свои причины – объективные, субъективные… Такие игры бывают. В 15-летнем возрасте ты не можешь играть стабильно. Даже у профессиональных футболистов случаются провалы, что уж говорить о детях.

Через какое-то время я понял, что есть группа людей, которая незаменима, а хочется, чтобы была сильная скамейка, чтобы на каждой позиции была конкуренция. У нас же были позиции, на которых по факту был один игрок. Постепенно у костяка накапливалась усталость, как физическая, так и эмоциональная. Уверен, команду нужно обновлять, брать конкурентоспособных ребят. Но где их взять? Очень проблематично найти здесь футболистов 2006 года, которые смогут влиться. Мы выдёргиваем ребят с одного места, с другого. Видно, что у них горят глаза, но нужно шлифовать их мастерство. Физику всегда можно поставить, а вот технику… Она оттачивается с шести лет.

В атаке мы так и не смогли себя полностью реализовать, потому что атака – это такие более тонкие вещи. Впереди у нас игра не получалась, поэтому мы теряли очки. Дважды сыграли вничью с Уссурийском, на Сахалине не забили. Если бы мы набрали эти очки, то, думаю, зашли бы в тройку. По ходу сезона я ставил именно такую задачу. Но, надо отдать должное, первые три места оказались там неслучайно. На сегодняшний день четвёртая строчка – это заслуженное место СКА.

Какие-то ребята уже ушли, понимая, что уровень, который требует ЮФЛ ДВ, они не тянут. Всегда непросто расставаться, но ничего не поделаешь, это жизнь. Я никому не говорил: «Заканчивай, уходи». Это их социум, они здесь общаются, ходят в тренажёрный зал, тренируются на основном поле. Я думаю, любой мальчишка об этом бы только мечтал. Но у них сейчас пубертатный период, плюс учёба, ЕГЭ. Я уверен, одна из причин провального старта – это подготовка к экзаменам. Ты пропустил одну тренировку, другую, третью… А это же всё накапливается.

Есть ребята, которые прибавили по ходу сезона, и они меня очень порадовали. Мне очень понравились ребята 2007-го года. Я их тоже абсолютно не знал, но они пришли и в плане дисциплины, понимания и обучаемости впечатлили. Хочу им сказать спасибо, они помогли нам очень сильно.

На следующий сезон остаётся в ЮФЛ ДВ 2006 год и, чтобы цепляться за призовые места, нужно проделать колоссальный объём работы. Нужно не вылазить со стадиона.

- Это не потерянное поколение? В 14-15 лет ещё можно выйти на принципиально новый уровень мастерства или остаётся только шлифовать имеющиеся навыки?

- У них сейчас идёт закрепление каких-то навыков. Технику всегда можно повышать. О понимании игры можно рассказывать с утра до вечера. Когда я пришёл в команду, мы из зала теории не выходили. У них сейчас два-три года, когда нужно стрельнуть, заявить о себе.

Я им говорю: всегда есть выбор. Можно пойти на тренировку, а можно пойти с друзьями погулять или в кино. Нужно расставлять приоритеты, что тебе важнее. Есть ребята, которые поставили на учёбу, есть ребята, которые не пропустили ни одной тренировки. Нам этого не хватает. Нам просто этого не хватает! Спрашиваешь у людей: почему не приходишь? Нога болит, живот болит, учёба…

Потом уже, в 19-20 лет, сложно будет, потому что рынок переполнен футболистами. Я считаю, если ты выбрал футбол, занимаешься с 6-7 лет, и тебе предоставляется такой шикарный турнир, то нужно пробовать, прилагать все усилия. Уверен, за многими ребятами следят. Кого-то уже выдёргивают отсюда в Москву. Это классно, это здорово. Мы в 15 лет не играли нигде, кроме двора. Здесь ты выходишь на центральный стадион, диктор объявляет твою фамилию, фото, видео, социальные сети, везде тебя показывают… Разве это не круто? Разве это не стимул играть и тренироваться каждый день на максимуме? Но это нужно быть фанатом футбола. Моё поколение фанатело футболом, не было этих глупых соблазнов в виде гаджетов. Это всё очень сильно отвлекает. Через футбольное сито немногие пробиваются, к сожалению.

В этом возрасте они уже более обучаемы, становятся крепче физически. Но, опять же, если брать команды первой тройки, то мы им очень сильно уступаем в антропометрии. Конечно, нам порой не хватает мощи, физической силы.

- Сколько человек из этой команды могут стать профессионалами?

- Конкретную цифру называть не буду, но есть обучаемые ребята, которые не боятся подходить и что-то спрашивать. Любой тренер сделает ставку на футболиста, который, пусть где-то проседает, не дотягивает, но он хочет учиться, у него глаза горят. Есть у нас такие ребята, но есть, к сожалению, и обратные примеры. Никто никогда не даст гарантию, что даже самый талантливый парень заиграет на профессиональном уровне. Футбольный мир очень жесток. Нужно стиснуть зубы и работать. Но я всегда говорю ребятам: футбол есть футбол, но старайтесь не запускать учёбу. Не может футболист быть на поле суперкрутым, а в школе не особо. Надо везде успевать. Они уже на подходе к взрослой жизни.

- Есть ли проблемы с родителями? Часто бывает, что они вмешиваются в тренировочный процесс, возникают конфликты из-за непопадания в состав отдельных ребят…

- Я на этом не зацикливаюсь. Это ненужная информация для меня. Мне есть, чем занять своё время. Конечно, если ко мне подойдут поговорить, я всегда открыт для общения. Кто-то доволен, кто-то недоволен – это нормально. Я не могу всем нравиться. Другое дело, как ребёнок доносит информацию. Если ты не имеешь объективной оценки ситуации с двух сторон, то твои знания поверхностные. Я никогда не требую от ребёнка то, чего он никогда не сможет сделать. Но ходить и с платочком кому-то сопельки вытирать…Ну это не тот вид спорта.

У нас в стране каждый знает, что нужно делать на футбольном поле. На самом деле профессия тренера непростая. Я просто думаю, вот я тренер, прихожу к IT-шнику или экономисту и начинаю им советы давать. Я считаю, это в первую очередь неуважение к человеку. Каждый должен заниматься своим делом. Есть у меня начальство, которое с меня спрашивает, но никак не родители. Они должны обеспечить ребёнку комфортный быт, питание, сон.

- 14-15 лет – это переходный возраст. Были проблемы с дисциплиной именно в быту?

- Да, были. На выезде всегда проще играть. Они все вместе, под контролем, мы собираем у них телефоны. Но даже с учётом этого у нас были неприятные моменты, от которых я, честно говоря, в шоке. Когда у меня была первая игра с Белогорском, я после матча захожу в раздевалку, а там почти никого нет. Буквально 3-4 человека. Я был ошарашен. Планировал подвести итоги этой игры, наметить дальнейший план. Должна была быть речь тренера.

- Они ушли домой?

- Да, разбежались по домам. Я говорю оставшимся ребятам: звоните, возвращайте их, давайте ждать. Я сказал, чтобы больше такого не было. У нас были негативные моменты и на выезде, но к концу сезона с дисциплиной уже получше стало. Мы постоянно им говорим, что не нужно орать, что нужно аккуратно кушать. Мне-то в принципе не сложно, у меня у самого трое детей. У меня уже навык такой – говорить всё по несколько раз. Но когда тебе уже 15 лет, мне непонятно, почему я должен объяснять одни и те же вещи миллион раз.

- Какие-то самые вопиющие примеры?

- Не буду особо об этом говорить. Но вот даже взять последнюю игру сезона: у нас сбор в 12:20, и всё равно человек опаздывает.

- Кем можно усилиться в следующем году? Рассматриваете вариант пригласить ребят из других хабаровских школ?

- К нам подошли 4 человека с «Юности» (хабаровская футбольная школа – прим. пресс-службы), они мне нравятся, особенно один мальчишка. Но с ними индивидуально нужно работать каждый день.

- Когда они пришли?

- Два человека пришли ещё под конец сезона.

- Они не были заявлены и просто тренировались?

- Да, застали уже самую концовку. Потом ещё два мальчишки подошли. Они смотрят на это всё широко открытыми глазами. Тут дело адаптации, они обязательно вольются. У них есть качества, которые нам нужны: фактурные, быстрые, умеют с мячом обращаться. Скажу так, они даже посильнее тех ребят, которые ушли. Но их ещё нужно шлифовать в техническом плане.

Нужно искать ребят. Вот мне позвонил тренер из Дальнегорска, предложил своих четырёх лучших футболистов. Скоро они приедут на просмотр. Но, в любом случае, они нам не помощники. Девятый класс - это только если на следующий год они переедут сюда, поступят в техникум. Не знаю, как всё это будет выглядеть. Из Чегдомына тоже мне звонили, предлагали мальчика.

- Сразу вспоминается пример Георгия Бычкова, который примерно в этом же возрасте собирал свою команду 2001 года. Он лично пристраивал ребят в техникумы, договаривался насчёт жилья…

— Это всё решаемо. Есть люди, на которых можно выходить с вопросами проживания. Взять команду Гоши Бычкова: кто в Некрасовке живёт, кто на Хору, кто в Вяземском. Прямо с Хабаровска там, по-моему, нет ни одного. Нужно делать так же – собирать по крупицам, договариваться, искать пути решения вопросов. Понимая тот огромный объём работы, который предстоит… Если ребята из Дальнегорска подойдут, будем уже разговаривать с родителями. В любом случае, нужно обновляться, нужна свежая кровь. Если оставить всё так, как есть, это ничего не даст.

- У Хабаровска есть преимущество в виде двух профессиональных команд в ФНЛ и ФНЛ-2. Есть ли возможность пригласить ребят из других команд ЮФЛ ДВ, например, из Комсомольска-на-Амуре и Благовещенска?

- Есть академия «СКА-Хабаровск», в которой работает Максим Живновицкий. Мы с ним разговаривали на эту тему. На базе академии будет сбор ребят 2006-2007 годов рождения. Если кто-то хорошо себя проявит, то получит приглашение в нашу команду. В Хабаровске есть все условия для перехода на профессиональный уровень, поэтому, думаю, сюда будет интересно приехать парням из городов поменьше – тех же Уссурийска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска.

СШОР №2 (Комсомольск-на-Амуре)

- По ходу сезона Артём Агрофенин из владивостокской КСШОР уехал в московскую ФШМ, сейчас несколько ребят из разных команд ЮФЛ ДВ на просмотрах в столичных школах. На ваш взгляд, есть ли смысл в этом возрасте переезжать на запад?

- Если бы мне предложили, я бы, конечно, поехал. Дают шанс – бери, второго может уже не быть. И по нашим ребятам звонили, спрашивали. Даже не столько о позициях, сколько о личных качествах. Но дальше разговоров дело не пошло. Конечно, для многих удивительно, что СКА даже не боролся за тройку. Если бы мы заняли более высокие места, может тогда бы и спрос был.

- Смоделируем ситуацию. К вам подходит лидер команды и спрашивает совет – ехать на запад или нет? Ваши действия.

- Когда я 2010-й год вёл, был у меня такой футболист Никита Черненко. Это для меня была большая находка, ведь мальчишка пришёл с улицы. Такой худенький, но настолько быстрый, взрывной и с мячом здорово работал. У него светлая голова, мыслит по-футбольному. Плюс характер: он никому не уступал, мяч забрать было невозможно. По игре один-в-один ему равных не было, там дети плакали просто. И вот он подходит ко мне: «Мы хотим в Краснодар поехать на просмотр. Как думаете, ехать – не ехать? А то мы позвонили туда, нам сказали, зачем вам это надо? Деньги тратить на билет…». Я сказал, даже не слушайте их, езжайте, я уверен, его сразу заберут. Как мне потом мама рассказывала, там человек сто было на просмотре. Сразу забрали его и мальчишку из Находки. Никита сейчас там в главной команде, не в филиале каком-то.

Нужно бросать себе вызовы. Вот мне предложили взять 2006-й год. Для меня это было очень неожиданно. Нужно было решить свои бытовые проблемы – у меня дети, работа. Я по началу даже немного заднюю дал. Но потом понял, раз тебе доверяют, надо пробовать. Это хороший шанс заявить о себе – как ребятам, так и мне.

- До этого вы работали с 2004-м годом. Обычно переход на более младшую группу – это шаг назад. Но, видимо, не в этом случае?

- В предыдущей команде всё было налажено, а здесь я понимал, что нужно будет пахать. Честно сказать, за тот период, что здесь поработал, я очень устал. Безумно устал. Мне уже в конце не хватало эмоций ни на что. Я не успевал от игры к игре себя эмоционально подпитать. Грузил себя по полной – тренировки, теории, игры… Понимал, если мы и дальше будем проигрывать, то смысл моего назначения? Конечно, я не добился той цели, которую поставил изначально, но мне не стыдно за мою работу. Потому что я на этой работе пропадал. Я со своими детьми не общался, постоянно был в разъездах. От прежней работы, когда я занимался 2004-м годом, не осталось ничего.

- В детском футболе есть давние проблемы: с юных футболистов требуют результаты на турнирах вместо того, чтобы развивать их индивидуальные качества. В России ценятся акселераты, которые могут приносить кубки и медали здесь и сейчас. Плюс тренеры, ругающие за ошибки и проповедующие стиль «бей вперёд, игра придёт». Сталкивались с подобным?

- Да, когда я ещё вёл 2010-й год, мы поехали на турнир в Анапу. Там было много команд, поле поделили на четвертинки. Никогда не забуду, как вратарь с ноги выпинывает мяч, другой вратарь ловит и пинает обратно. И вот так 3-4 раза просто друг другу перекидывали. Я согласен, что часто требуют результат. В моём случае тоже так было – нужны были победы.

Когда я был на обучении, мы немного поговорили о хоккее с мячом. Наши юниоры выносят финнов, шведов, казахов, норвежцев, но, когда эти ребята подходят к профессиональному спорту, все выравниваются, и где-то даже проигрывают наши. В Европе процесс обучения идёт дольше, там выпускают спортсменов в 20-21 год. У нас сроки короче на два-три года.

Вот у меня нет акселератов. Такие ребята в Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке. До сих пор вспоминаю правого защитника комсомольчан (Роман Фефилов – прим. пресс-службы). Я когда увидел его ноги, эти трёхглавые мышцы, то был очень удивлён. В таком возрасте уже ярко выраженный контур мышц…

Роман Фефилов (СШОР №2, Комсомольск-на-Амуре)

И смотрю на наших Никиту Абашина, Васю Пилюгина. Конечно, они малыши. Но они работоспособные, техничные для защитников, любят подключаться, в обороне здорово играют. Маленькие взрывные футболисты тоже нужны, сейчас все хотят играть агрессивно. Даже смотришь ФНЛ – носятся как угорелые, огромный объём беговой работы. Другой вопрос, что пропала индивидуальность, стало меньше индивидуально сильных футболистов. Раньше первая лига была богата исполнителями, колоритными личностями.

Никита Абашин, защитник «СКА-Хабаровск-Ю»

- Какие дальше планы у команды?

- Сейчас мы тренируемся в щадящем режиме: разминаемся и играем в футбол. Опять же, кто-то учится, кто-то не может. Сложно сказать, когда будут ближайшие турниры. ЮФЛ стартует только в июне, это огромная пауза. Наши климатические условия не позволяют нам играть круглый год.

- Есть ли вариант заниматься зимой в манеже? В Хабаровске появилось несколько частных площадок.

- Будем играть товарищеские игры с 2007-м годом в манеже, но тренировки два раза в неделю в зале и на улице. Ну это наша беда, так не должно быть. У СКА должен быть манеж. Его отсутствие – это огромный тормоз в развитии всего детско-юношеского футбола. Когда эта проблема решится, сложно сказать. Но это ненормально, вот так вот на паркете бегать, ковыряться с мячом… Это смешно.

- Хочется закончить на оптимистичной ноте…

- Соберём команду, повыдёргиваем людей. Но по сути её нужно заново строить. Это очень большой труд. А что делать? Если оставить всё так, как есть, ничего не поменяется. Это был их потолок.

- То есть мы можем в следующем сезоне увидеть абсолютно новую команду?

- Несколько людей новых будет сто процентов. Не могу загадывать, как оно всё сложится, но невозможно играть весь сезон одним составом. Мне нужна конкурентоспособная скамейка. Хотя бы 6-7 позиций укрепить.